Немного о себе и о фотографии

   Я не большой любитель рассказывать о себе. На мой взгляд, лучше, если обо мне расскажут мои фотографии. Однако так получилось, что организаторы фотоконкурса "Моя любимая Бурятия", на который меня второй год подряд приглашают для оценки работ его участников, попросили меня ответить на несколько вопросов о себе и о моем отношении к фотографии. И поскольку эти вопросы и ответы присутствуют на сайте "Мой Улан-Удэ.ru", то я подумал, что и здесь им должно найтись место.

- Здравствуйте, Борис! Расскажите немного о себе, и хочется начать с истоков Вашей любви к фотографии. С чего всё началось? Откуда появился интерес к фотографии? Какой фотоаппарат был первым?
- Началось все в далеком 1956 году, когда в семье появился первый фотоаппарат "Любитель". Особый интерес к фотографии проявляла мама. А процесс проявления и особенно печати, когда в темной комнате с красным фонарем в ванночке с проявителем на чистом листе фотобумаги вдруг начинало появляться изображение, казался загадочным и сказочным одновременно. И на протяжении многих лет, снимая на пленку, каждый раз с волнением ждал тех неповторимых мгновений, когда появлялось и становилось все более отчетливым изображение.
- Как и когда Вы поняли, что фотосъемка – это больше, чем увлечение?
- Фотография никогда не была для меня профессией, всегда оставалась увлечением. И я не уверен, что было бы хорошо понять, что это более, чем увлечение. Я думаю, что даже для профессионала лучше, когда фотография остается увлечением, когда профессия и увлечение совпадают. Я думаю, что творческое отношение к делу при любой профессии возможно только тогда, когда твое дело, твоя профессия тебя увлекают, когда все, что ты делаешь, ты делаешь с увлечением.
- Был ли у Вас учитель, наставник, или Вы методом проб и ошибок изучали всё самостоятельно?
- Моими основными учителями в фотографии были книги и журналы. И, конечно, фотографии с выставок, из альбомов известных мастеров и журналов. И многое дало общение много лет назад с таким интересным человеком, как кинооператор Николай Львович Прозоровский. Старшее поколение должно помнить фильм "Джульбарс", который снимал Николай Львович.
- Кто для Вас был, а, может, и до сих пор является примером для подражания среди фотографов, может быть, чьи-то работы служили для Вас неким эталоном, и побуждали Вас совершенствовать свое мастерство?
- Пожалуй, никто и никогда не был для меня осознанным примером для подражания. Таким, что хотелось бы снимать именно, как он. А интересных фотографов, чье творчество нравилось и привлекало, много. Как среди отечественных, так и среди зарубежных авторов. Но каких-то новых неожиданных фамилий не назову, они все хорошо известны тем, для кого фотография стала серьезным увлечением.
- Каким образом и когда Вы поняли, что из любителей Вы перешли в настоящие профессионалы?
- А я не уверен, что это надо понимать. Главное, чтобы у твоих работ находился зритель, которого они не оставляли бы равнодушным.
- Что для Вас фотография: способ зарабатывания денег или искусство, в котором воплощаются и реализуются все Ваши идеи?
- Фотография для меня – это увлечение, которое позволяет хотя бы в малой степени отразить мой взгляд на мир.
- Что Вы предпочитаете фотографировать?
- Я с удовольствием готов фотографировать во всех жанрах. Но так сложилось, что для меня ближе всего пейзаж, фотография природы.
- Макросъемка – это особая, выделенная Вами из всех видов и увлекательная часть фотоискусства или что-то другое?
- Макросъемка, на мой взгляд, это один из жанров фотографии, который позволяет внимательнее взглянуть на окружающий мир, на его отдельные и очень интересные детали.
- В каком жанре, наоборот, Вы не любите работать и почему?
- Таких жанров у меня нет.
- Приходилось ли Вам применять свое мастерство в студии? Каким Вам показался опыт?
- Прежде всего хочу отметить, что не считаю корректным говорить о своем мастерстве. О нем могут и должны судить другие. И прежде всего зритель. Что же касается съемки в студии, то снимать в настоящей фотостудии не приходилось. Но кое-что снимал дома в импровизированной, если так можно сказать, студии.
- Вы больше любите цветные или черно-белые фотографии?
- Мне одинаково интересна как цветная, так и черно-белая фотография.
- Требуется ли особый настрой или, может, Вам необходимо вдохновение для съемки, и, если – да, то кто или что Вас вдохновляет?
- Для съемки требуется соответствующее настроение. Но, как правило, когда берешь в руки камеру, то нужное настроение появляется само собой.
- Есть ли какая-то запомнившаяся съемка? Где она проходила и чем запомнилась?
- У меня хорошая память. И если поднапрячься, то я пожалуй, смогу вспомнить любую съемку, смогу вспомнить где, когда и при каких обстоятельствах был снят тот или иной кадр.
- Какая из Ваших работ Вами особенно любима?
- Мнение о своих работах у меня переменчиво. Какие-то работы со временем нравятся больше, какие-то меньше. О каких-то начинаешь думать, что зря ее показывал, а другие, наоборот, возникает желание показать.
- Если бы всё было возможно, то где Вы хотели бы провести съемку?
- На этот вопрос ответ простой: везде, в любой точке земного шара. Особенно там, где никогда не был.
- Участвуете ли Вы в фотоконкурсах? В каких? Что для Вас значит участие, какие цели Вы преследуете при этом?
- Я принимал участие и в конкурсах, и в выставках. И для меня это прежде всего возможность показать свои работы новому зрителю.
- Как Ваши близкие относятся к Вашему занятию фотоискусством, ведь фотография занимает много времени? Особенно, это было раньше, когда фотопленка, проявители, фиксажи и прочие средства для создания фотографии составляли длительный и увлекательный процесс?
- Отношение со стороны близких всегда было не просто положительным: они мне всегда помогали своим пониманием, своим участием, своим мнением. Даже тогда, когда приходилось на многие часы занимать кухню для печати фотографий (поскольку другого помещения для печати в квартире не было).
- Кстати, скучаете ли Вы по тем временам, когда требовалось много времени и непосредственного участия в создании фотографии? И как Вы относитесь к современной цифровой технике?
- Скучать некогда, да и не имеет смысла. Современная цифровая техника, на мой взгляд, расширяет возможности фотографа, позволяет решать такие задачи, которые ранее требовали значительно больших трудозатрат, а порой и были неразрешимы.
- Чем еще кроме фотографии Вы занимаетесь? Остается ли время для каких-то увлечений?
- Помимо фотографии естественно есть еще работа. А из увлечений – это горные лыжи.
- Вы не раз были на съемках в Бурятии, и, естественно, Байкал Вы не могли обойти стороной. Более того, как эксперт нашего фотоконкурса прошлого года, Вы выложили фотографии именно о Байкале. Чем Вам запомнились эти поездки?
- Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Для меня Байкал – это Байкал. И этим все сказано.
- Какие у Вас ближайшие профессиональные цели или творческие планы?
- Отвечу, пожалуй, поговоркой: "Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах на завтра".
- Что бы Вы посоветовали начинающему фотографу? С чего начинать?
- Внимательно смотреть на окружающий мир. Стараться смотреть как можно больше фотографий. Внимательно слушать чужое мнение, понимая при этом, что оно не всегда может быть положительным. С осторожностью относиться к многочисленным восторгам своими фотографиями. С благодарностью принимать критику. Совершенствовать технику. И думать, прежде чем показывать свою работу широкой аудитории.
- На мой взгляд, цветочки, грибочки и прочие банальные картинки, выставляемые любителями на конкурсе, очень портят общий фон. Как можно донести до них, что так фотографировать нельзя, а тем более выкладывать их для конкурсного отбора? Рубрика "Внеконкурсные работы", кстати, для того и создана, чтобы люди видели, как нужно фотографировать. Обидно, что не все это понимают. Ваше мнение?
- Если честно, мне не нравится слово "банальный". Банально – это значит хорошо известно. А что сейчас известно плохо? Что можно снять впервые? Можно снимать все, что угодно – цветочки, кошечек. Главное, чтобы это было интересно. А для этого, на мой взгляд, фотография должна быть, прежде всего, сделана технически грамотно. И автор должен вложить в нее что-то свое, свое видение окружающего мира. А не просто нажать на спусковую кнопку камеры.
А что сделать, чтобы поднять общий уровень? Я думаю, что надо чаще проводить конкурсы и выставки. Чтобы те, кто хочет серьезно заниматься фотографией, видели лучшее. Результаты, я думаю, придут сами собой.
- Какую фототехнику Вы используете, можете ли посоветовать основной набор для начинающего фотографа?
- Я использую камеры и объективы Никон. А на вопрос, что посоветовать начинающему фотографу, можно, конечно, ответить когда-то прочитанным в одной книжке по горным лыжам советом начинающим: "Вам годится все самое лучшее". И этот совет был бы хорош, если бы не такое немаловажное обстоятельство, как стоимость всего самого лучшего. Поэтому приобретать надо то, что позволяет материальное положение и что больше нравится. И помнить, что, в конечном счете, снимает фотограф, а не камера. Практически вся существующая техника позволяет получать вполне хорошие результаты за исключением каких-то особых видов съемки, требующих специальной техники. А со временем, когда уже определятся конкретные пристрастия в фотографии, когда можно будет четко сформулировать собственные требования к нужной технике, можно подумать и о совершенствовании своей технической оснащенности.
- Спасибо за беседу.
Интервью подготовила Елена Пластинина, редактор портала «Мой Улан-Удэ».

 

 

Сервис W100.ru: создание сайта на CMS Joomla! designed by NET-TEC